Пока буду писать только о пленарных докладах и лекциях.
Открывала конференцию лекция президента МАКИ (Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований) А.А Кибрика (Институт языкознания РАН, МГУ).
Лекция называлась
Язык интересен, или Лингвистика среди наук когнитивного спектра
(К сожалению, или не к сожалению) лингвистикой я интересуюсь только из любопытства, в сферу моей деятельности она никак не попадает, поэтому описание будет не очень развернутым.
Вот как это выглядело.
(Подготовьтесь к большому количеству очень плохих фото.)
читать дальшеКибрик говорит, что существует два режима языка, т.н. off-line mode и on-line mode. Офф-лайновый режим — это структурирование и организация знаний в каждом индивидуальном мозге, он-лайновый режим — это режим коммуникации, передачи знаний (информации).
Сначала он рассматривает офф-лайновые функции.
Оказывается, есть такой эффект, который называется SNSRC (Spatial-numerical association of response codes). Заключается он в том, что вычисления с малыми числами лучше (быстрее) проделываются левой рукой, а с большими числами — правой. Наверное, это годится для правшей, а для левшей всё наоборот, но не в этом суть... (О самом SNARC можно почитать в Википедии, но и не только).
Посыл здесь состоит вот в чем. Во многих языках есть не только единственное и множественное число. Есть три числа: единственное число, число, обозначающее малое количество предметов и число, обозначающее большое количество предметов.
Число, обозначающее малое количество предметов, называется паукальное
Не верите? Википедия
Таким образом, имеем три числа: единственное, паукальное, множественное.
Может быть, спросим мы, оно есть не во всех языках, а только в некоторых? Уж в русском его точно нет...
Однако, мы ошибемся.
Вот пример со стульями:
Имеем:
1 стул
2 стула
3 стула
4 стула
5 стульев — всё, паукальное число закончилось и началось множественное...
Еще пример:
Однажды, дважды, трижды, четырежды, (а пятижды уже нет...)
И т.д.
Дальше я писала очень конспективно...
Есть такое понятие Affordance: это отношение субъекта-манипулятора и объекта, которым манипулируют. И там получаются очень интересные вещи, но я их уже забыла... Это связано с движущейся системой координат. В некоторых экзотических языках слова разные в движущейся и покоящейся системах координат. Например, если я что-то несу, то несомое не движется относительно меня и я говорю о нем, как о покоящемся предмете. А вот когда кто-то что-то проносит мимо меня, то тогда этот глагол будет совсем другим
Здорово, правда?
К сожалению, я этого не записала, и сейчас боюсь наврать, если пойду вспоминать про это дальше...
Пространственная когниция — это мыслительные процессы, связанные с концептуацией пространства.
Лакофф и Нунес говорили, что математические концепты являются embodied (телесными)
Он-лайн функции (взаимодействие двух носителей)
1. Референциальный выбор.
Уже по названию понятно, о чем идет речь. Когда мы хотим кого-то назвать, у нас всегда есть выбор из нескольких альтернатив. Например, если мы говорим о Канте, мы можем назвать его: «Кант», «великий философ», «Иммануил Кант», «он», «профессор Кант», и т.д. Каждый раз прежде чем назвать его мы принимаем решение о выборе одной из этих референций. Как же этот выбор осуществляется?
Я никогда не задумывалась, но оказывается, чем более одушевлен предмет, тем легче его упоминать в виде местоимений. 80% местоимений относятся к людям.
Референциальный выбор зависит от степени активации референта.
Если у нас есть шкала активации от минимума до максимума, то на ее границах всё понятно. Если референт не активен, то его надо называть полным именем, а если активен, то местоимением.
Вот как-то так:
min_____________________________________________max
Кант____________________________________________он
А вот что делать в середине, не столь очевидно. И для этих случаев (случаев промежуточной активации) существует проблема референциального выбора.
2. Рабочая память и внимание.
Вопросы здесь таковы:
1) Каков объем рабочей памяти?
2) Чем она управляется?
1) Все мы знаем число Миллера: человек может запомнить 7+-2 объектов. Так вот, для референций это число еще меньше. Объем рабочей памяти 3-4 референта. Это касается активных референтов. Суммарная активация в среднем имеет значения в диапазоне 1.5 — 4 референта.
2) Управление. Рабочая память управляется вниманием. Внимание может функционировать как привратник рабочей памяти: оно решает, пускать что-то или не пускать. Если что-то оказалось во внимании в момент времени t_n, то в момент времени t_(n+1) оно окажется в рабочей памяти.
Вот такая вот разная активация:
Пример:
Дальше у меня фото закончились и остались только записи.
Русский язык очень избыточен.
Рассмотрим словосочетания:
она играет
она играла
В обоих случаях глагол несет в себе избыточную информацию. В первом случае о единственном числе, а во втором о числе и роде.
Почему? Зачем нужна такая избыточность?
(Тут я плохо помню, и у меня не записано, но вроде бы старославянский язык не имел такой многозначности. Откуда и зачем она появилась. В России было много немцев, у которых эта многозначность присутствует, и русский язык заимствовал ее из немецкого. Это такие предположения).
Т.В. Черниговская (в дискуссии) Существует гипотеза, которая утверждает, что развитие языков движется в сторону экономности: они модифицируются так, чтобы можно было передать больше смысла в единицу времени. И кроме того уменьшить неоднозначность передаваемых сообщений. У меня такое ощущение, что это совсем не так!
Конец первой лекции )
Конференция по когнитивной науке. Лекция А.А. Кибрика
Пока буду писать только о пленарных докладах и лекциях.
Открывала конференцию лекция президента МАКИ (Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований) А.А Кибрика (Институт языкознания РАН, МГУ).
Лекция называлась
Язык интересен, или Лингвистика среди наук когнитивного спектра
(К сожалению, или не к сожалению) лингвистикой я интересуюсь только из любопытства, в сферу моей деятельности она никак не попадает, поэтому описание будет не очень развернутым.
Вот как это выглядело.
(Подготовьтесь к большому количеству очень плохих фото.)
читать дальше
Открывала конференцию лекция президента МАКИ (Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований) А.А Кибрика (Институт языкознания РАН, МГУ).
Лекция называлась
Язык интересен, или Лингвистика среди наук когнитивного спектра
(К сожалению, или не к сожалению) лингвистикой я интересуюсь только из любопытства, в сферу моей деятельности она никак не попадает, поэтому описание будет не очень развернутым.
Вот как это выглядело.
(Подготовьтесь к большому количеству очень плохих фото.)
читать дальше