Сопли и рефлексия
Вчера была на онлайн-трансляции похорон своей подруги.
Я писала, что она умерла, но не писала, что жила она в Англии. Уехали с мужем в начале 2000-х. Их дети родились уже там.
И вот я смотрела, слушала, рыдала... И при этом думала, насколько же в Англии всё это человечнее, чем у нас. В миллионы раз. В миллиарды раз. Я такого даже представить не могла. Насколько я понимаю, это была гражданская панихида. Но может, протестантская — мне трудно судить.
Женщина-ведущая сказала речь минут на 20. В моем корявом пересказе-переводе это наверное будет выглядеть нелепо... Но это именно оттого, что мое восприятие было искажено и я не могу воспроизвести дословно и со всеми оттенками смысла.
Но тем не менее, она сказала (не знаю, кто был там из "публики" — видно было на первой скамье только мужа и детей)... она сказала что-то типа того: «Сегодня мы прославляем жизнь Юлии. Сегодня мы вспоминаем все светлые моменты ее жизни, вспоминаем, каким она была замечательным человеком. Все наши слова — в ее честь». И дальше рассказала всю Юлькину биографию (понятно, что это скорее всего Костя писал, но думаю, там была какая-то литературная обработка. Рассказала про родителей, как они ее воспитывали, какие они были замечательные, как прививали тягу к знаниям и развивали интеллект (ну говорю же, я как гугл-транслейт сейчас топорно перевожу что запомнила), как она потом училась в университете, а потом работала на кафедре, как познакомилась с Костей, который приехал из Новосибирска, и как потом уехала с ним. Как... Ну и т.д. и т.п. Вплоть до того, какой прекрасный сад она вырастила у их дома и какие прекрасные у них дети, и как она всю себя посвятила их воспитанию. И как она мужественно боролась с болезнью. И как она и здесь не сдавалась и успокаивала и поддерживала своих близких, а они — ее.
...
И в конце она сказала (опять же, я не могу перевести литературно... точнее, могу, наверное, но хочу более-менее дословно написать):
«Вы сейчас испытываете сильнейшую боль. И у меня нет слов, чтобы ее утешить. Но если бы и были, я бы их вам не сказала. Потому что ваша боль есть отражение вашей любви, а любовь нельзя уменьшить. Пусть эта любовь всегда остается с вами. Обратите ее друг на друга. Поддерживайте друг друга.»... ну и чувствую, что начну еще сейчас досочинять... Но вот как-то так.
Ну и потом зазвучал Вальс цветов, который они для Юльки выбрали.
***
И вот я сидела, рыдала и вспоминала мамины похороны. В обшарпанном каком-то бараке, куда попадаешь из заплеванного и прокуренного двора (это Россолимо, "историческое здание", центр Москвы). Там угрюмый священник бубнит молитву (и в тот момент я была ему очень благодарна, потому что вообще не понимала, что и как делать), а мы как дураки в пальто стоим кто где. А потом он заканчивает и говорит: «Наверное, у вас были конфликты с покойной, незавершенные дела, взаимные обиды и недоговоренности. За 2 тыс. можно заказать молитву, в которой всё это типа "устаканится"». И всё. И досвидос. Следующие уже в очереди.
***
Так получилось (не специально, просто совпало), что сразу после этого у меня был скайп с психологом. И я два часа рыдала в экран, какая людоедская у нас страна, и мы сами людоеды, потому что нихрена этого не замечаем даже. Только вот иногда так невзначай выглянешь в окошко, а там люди, для которых важна ценность других людей...
Сказала, что хочу умереть в Англии.
На что он резонно сказал, что этого должна хотеть не я, а Полина, потому что мне уже будет все равно.
Ну вот как-то так.