Литературовед из меня знатный, а попросту никакой.
Но вот поймалась.
Хорошо бы такой флэшмоб организовать:
прочитай вместо меня книжку и расскажи ее мне.
Именно так мне надо было прочитать Муму.
То есть достаточно было не прочитать, а рассказать, но я решила для чистоты эксперимента сделать хорошие костылики для своей памяти и прочесть заново.
Сразу говорю: пересказа не получится; сочинения не получится тоже.
Только чистые впечатления.
(Которые начнутся как только кончится вся моя рефлексия по этому поводу, а она кончится нескоро))).Просто хочу еще сказать до того как приступлю к повествованию, что Дилетант хоть и стонет всё время, но по натуре своей существо скорее способное вызвать смех
(а точнее самый его примитивный вариант: ржач), нежели слёзы.
Поэтому не знаю, получится ли у меня описать Муму... Там-то только рыдать...
***
Длинно и путано...Начну издалека.
Муму я до сегодняшнего дня не читала )))) (Или если читала, то не помню). Возможно, читала в школьной хрестоматии в урезанном варианте. Но зато! Или точнее: но отчего! Отчего я не читала Муму?
Оттого что в детстве у меня было Чудо. У нас с сетрой был диапроектор для показа диафильмов.
Младое поколение, боюсь, даже не знает, что это такое))
Одним словом, в темной комнате на стену проецировались слайды с картинками и текстом. Диафильмов у нас было великое множество! Самой любимой была серия "Сказаки дядюшки Римуса" про братца-кролика. Еще был суперский фильм "Мальчик-звезда"! Да много чего было! Папа показывал их нам регулярно. Но (не знаю для чего: видимо, в воспитательных целях), он в обязательном порядке показывал еще Муму и Каштанку. (С тех пор эти два произведения дооолго оставались у меня в голове произведениями одного автора, и я думала что их написал Горький).
Ребенком я была очень впечатлительным. Каждый раз я умоляла не показывать мне больше Муму. Но это ни к чему хорошему не приводило... приходилось смотреть... Каждый раз я рыдала отчаянно... И каждый раз лютой ненавистью ненавидела Герасима, уходящего прочь по пыльной дороге в своем красивом новом красном кафтане...
Почему-почему-почему он ее утопил???
Почему?
Если он всё равно уходил, то почему просто не взял ее с собой?
Почему не утопился сам, в конце концов?
Надо сказать, что сюжетная линия с Татьяной напрочь отсутствовала как в диафильме, так и в хрестоматии (если я ее читала). Культового фильма я не смотрела, потому что кино смотрю в очень редких случаях...
Короче, про Татьяну я узнала только сегодня.
Сухой остаток от прочтения.
1. Я уже не рыдала. Хотя боялась этого.
2. Боже мой, как же тяжело было жить в те времена! В этом небольшом рассказе абсолютно каждый несчастен. Несчастнее всех, похоже, самодурная барыня, жизнь которой — такая беспробудная серая тоска, что только в петлю. Ни одного доступного ей развлечения, никакого света в окошке. Больная старуха со вздорным характером, никому не нужная, никем не любимая, никому не интересная и ничем не интересующаяся, не имеющая никакого дела даже ради забавы... ни-че-го...
Татьяна... Герасим, топя Муму, поступил, руководствуясь той же логикой, что и Татьяна, выходящая замуж за пропойцу, и потом ссылаемая вместе с ним... У этих людей изначально не существует понятия "свободного выбора". Они не мыслят в этих категориях. Просто потому, (имхо, всё имхо), что они не имеют надежды на радость, надежды на что-то хорошее. У них нет жизни "своей". Они — вещи, и они чувствуют себя вещами.
Говорят, мол, что Муму была неоправданной жертвой Тургенева для того, чтобы усилить финал. Что если бы был хэппи-энд, Герасим просто ушел вместе с Муму, никакого накала и трагизма не случилось бы. А так — классический русский надлом и надрыв.
Мне кажется, всё это не так. Во-первых, барыня, когда говорила, что не хотела этого, была честна. Ей ведь и про Татьяну никто не соизволил сказать, что Герасим за нею увивается... И про Муму она знала всего-ничего. Что гадкая собака пыталась ее укусить. Вполне адекватная реакция по-моему... Барыня — не есть воплощение зла; она лишь воплощение "жалкости" в сочетании с глупостью и несчастливостью... Герасим — тоже не воплощение добра. И (как я уже начала говорить), этим людям было бы невыносимо жить, обладай они порывами к "свободному волеизъявлению" (как ни погано это звучит... сама чувствую фальшь, но лучше сформулировать не могу...). Даже на самом личном уровне: жениться - не жениться; где и с кем жить; кем быть и т.д. — они полностью несвободны.
Поэтому видимо для самосохранения они не имели ничего похожего на волю, у них не было даже органа, который мог бы принимать самостоятельные решения.
Поэтому Татьяна не могла не выйти замуж, хотя прекрасно знала, что это сломает ей какую-никакую, но всё же жизнь (могла бы хоть попробовать там "в ноги кинуться", или еще что... но не стала). И поэтому же Герасим не мог уйти вместе с Муму. Потому что уход его был не актом проявления свободной воли. Вовсе нет! И никак уж это не было протестом! Это был просто слом. Он сломался. Что-то щелкнуло. Программа дала сбой. И вот на последнем кадре диафильма вновь и вновь его спина в красном кафтане... Он бредет по пыльной дороге куда глаза глядят, а я его вновь и вновь ненавижу и презираю...
На самом деле, как оказалось, это еще не конец. Конец я прочла только что.
Дошел он до своей деревни, и впрягся вновь в свою батрацкую жизнь. Программа очень учтойчива. Сбой устранен. Всё вернулось на круги своя... Жизнь, которая вызывает тоску и озноб...
...
Жаль, что это проходят в школе... Искренне жаль...