На плечах гигантов, на спинах электронов
Сходили вчера на концерт памяти Николая Петрова в большой зал консерватории.
Программа
Очень, очень понравилось. И оба солиста и оркестр и вообще всё!
Прокофьев оказался несколько тяжел для моей неподготовленной психики. У народа с психикой было еще хуже, потому что они просто начали валить с него. Не толпами, но неиссякаемым ручьем.
Но Гиндин просто великолепен. И очень похож на Петрова — и обликом и некоторыми манерами. Недаром они 10 лет вместе играли.
И вот у меня какой вопрос возник к профессионалам. Сама-то я совсем невежда.
В Ростове мы с мужем часто ходили в филармонию. Там у нас академический симфонический оркестр, весьма хороший. Понятно, что ГАСО им. Светланова по идее классом выше, но не в этом дело.
Я просто поразилась разнице в "расстановке" струнных.
В Ростове скрипки всегда слева от дирижера, альты посередине и справа, за ними справа же идут виолончели, и еще правее контрабасы.
Вчера же было всё почти наоборот. Скрипки так и были слева, но за ними же слева были виолончели и контрабасы.
Как же дирижеру ориентироваться в этом всём?
Я думала, существует раз и навсегда заданный порядок, чтобы дирижеры приобрели некий автоматизм и были "универсальны". А так получается, что каждый оркестр уникален (по рассадке), и дирижерам нужно всякий раз заново подстраиваться?
Или это просто "новая мода" и теперь принято вот так?
Или отличие провинциального оркестра от столичного?
Программа
Очень, очень понравилось. И оба солиста и оркестр и вообще всё!
Прокофьев оказался несколько тяжел для моей неподготовленной психики. У народа с психикой было еще хуже, потому что они просто начали валить с него. Не толпами, но неиссякаемым ручьем.
Но Гиндин просто великолепен. И очень похож на Петрова — и обликом и некоторыми манерами. Недаром они 10 лет вместе играли.
И вот у меня какой вопрос возник к профессионалам. Сама-то я совсем невежда.
В Ростове мы с мужем часто ходили в филармонию. Там у нас академический симфонический оркестр, весьма хороший. Понятно, что ГАСО им. Светланова по идее классом выше, но не в этом дело.
Я просто поразилась разнице в "расстановке" струнных.
В Ростове скрипки всегда слева от дирижера, альты посередине и справа, за ними справа же идут виолончели, и еще правее контрабасы.
Вчера же было всё почти наоборот. Скрипки так и были слева, но за ними же слева были виолончели и контрабасы.
Как же дирижеру ориентироваться в этом всём?
Я думала, существует раз и навсегда заданный порядок, чтобы дирижеры приобрели некий автоматизм и были "универсальны". А так получается, что каждый оркестр уникален (по рассадке), и дирижерам нужно всякий раз заново подстраиваться?
Или это просто "новая мода" и теперь принято вот так?
Или отличие провинциального оркестра от столичного?

И остальные скрипки тоже.
В духовых, если честно, я не разбираюсь, а всякие литавры-треугольники тоже не с той стороны стояли...
Загадка.
Garryncha, будем ждать вместе
Лондонский симфонический оказался прям как ростовский )))
Блин.
Многие знания — многая скорбь. В процессе нашла вот:
Урок музыки на тему: "Тайны симфонического оркестра"
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Нет, это не так. Когда МОЭСТРО (дирижер) смотрит на музыкантов, они чувствуют его взглядом, хотя и смотрят в ноты. И оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом
festival.1september.ru/articles/504924/
Выделение капсом "моэстро" не мое, а авторское
А кто был справа?
Альтисты, барабанщик,
У меня есть две фотки, но они такого жуткого качества, что на них ничего не видно.
И половину оркестра заслоняет рояль. (
Вот типа того:
На всех фото в сети они сидят как надо...
Теперь я буду сомневаться, в своем ли я уме
Беда с вами, трепетными! Почему бы не сомневаться, в своем ли уме дирижер?
Да уж...
Потому что нам, трепетным, это в голову не приходит )
скорее всго из=за соло ф-но.... скрипки (первые) - обычно и партию первую, а когда ф-но с оркестром - главная партия - рояль... и пианисту должно быть видно дирижера и оркестру должно быть видно и дирижера и соло на ф-но... опять же... наверняка площадь сцены мала...
а левша или правша дирижер (на мой взгляд) фигня
расстановка была такая (в филармонии, старой): рояль, слева и чуть сзади от дирижера, затем дирижер, слева от него 1,2 скрипки, за ними медные духовые, за ними ударные... левее ударных были хоровые станки сопрано
справа от дирижера альты, за ними деревянные духовые и потом котрабасы, левее станки хора (альты)....
зы
все таки площадь сцены важную роль играет... и расстановка оркестрантов во многом зависит от этого
Описание достаточно похоже (без хора) на то, что я помню.
Про духовые точно не могу сказать... Кажется мне, что немного не так...
А ты этот концерт слышала?
Это тот период, когда он экспериментировал с формализмом.
Это конечно не Шнитке + Эдисон Денисов в одном флаконе, но однако...
Это не «Петя и волк»)
1) возможна авторская (автора произведения
2) архитектурные особенности сцены влияющие на звуковоспроизведение... (немые зоны, или наоборот)
Слышала ))
Мне он тоже нравится. Я даже умудрялась под него к сессиям готовиться ))
(Под Шнитке, а не под его концерт с расческой))
Спасибо! ))
кстати вот в партитуре от Рахманинова... правда не к этому концерту, а к 3
заметь - струнные в одной группе
Расположение музыкантов в оперном оркестре 18 в. (из книги: Quantz J., Versuch einer Anweisung, die Flцte traversiere zu spielen, Berlin, с. 134)./История оркестра
О. 2-й пол. 18 - нач. 20 вв. О. этого периода, охватывающего такие разл. стилистич. явления, как венская классическая школа, романтизм, преодоление романтич. тенденций, импрессионизм и многие несхожие между собой, имевшие собств. эволюцию нац. школы, тем не менее характеризуется единым общим процессом. Это - развитие орк. аппарата, неразрывно связанное с четким расчленением фактуры по вертикали на основе гомофонно-гармонич. мышления. Оно нашло выражение в функциональном строении орк. ткани (выделение в ней функций мелодии, баса, выдержанной гармонии, орк. педали, контрапункта, фигурации). Основы этого процесса закладываются в эпоху венской муз. классики. К концу её был создан орк. аппарат (как по составу инструментов, так и по внутр. функциональной организации), ставший как бы исходной точкой для дальнейшего развития в О. романтиков, композиторов рус. школы.
.......
В рассадке музыкантов О. во 2-й пол. 18 в. и даже в 19 в. частично сохранились расчленение и разъединение тембровых комплексов, свойственные О. барокко. Однако уже в 1775 И. Ф. Рейхардт выдвинул новый принцип рассадки, суть к-рого - смешение и слияние тембров. Первые и вторые скрипки располагались справа и слева от дирижёра в одну линию, альты были поделены на две части и составляли следующий ряд, дух. инструменты размещались за ними в глубине. На этой основе позже возникло расположение орк. музыкантов, распространившееся в 19 и в 1-й пол. 20 вв. и впоследствии получившее наименование "европейской" рассадки: первые скрипки - слева от дирижёра, вторые - справа, альты и виолончели - сзади них, деревянные духовые - слева от дирижёра, медные - справа (в опере) или в две линии: сначала деревянные, за ними - медные (в концерте), сзади - ударные, контрабасы (см. рис. выше).