Пленарная лекция Сюзан Голдин-Медоу (Университет Чикаго, США)
Как руки помогают нам думатьСразу скажу, что лекция мне не понравилась, и скорей всего я буду писать предвзято. Но постараюсь не очень злоупотреблять... Вы сами увидите слайды.

Ха! Заглянула в свой блокнот. Про всю лекцию написала одно предложение. Оно касается слайда, который вы сейчас увидите.
читать дальше

Многие ее слайды содержали маленькие видео-клипы. Это один из таких слайдов. На нем девушка в кадре подробно рассказывает дорогу: как пройти к какому-то месту. При этом она помогает себе жестами. Показывает направо-налево-прямо и т.д. Всё бы ничего, говорит Сюзан, да только девушка эта слепа, и слепа от рождения. Таким образом, жесты ориентации в пространстве это не только функция зрения. А что это?


Являются ли жесты чем-то большим, чем размахивание руками?
Да.
Жесты это окно в наши мысли, иногда в те мысли, которые мы не выражаем словами...


Жесты отражают наши знания.
Жесты могут изменять наши знания.
Жесты, которые производят другие, могут изменять наше сознание так же, как и жесты, которые делаем мы сами.
И дальше идет много картинок, от которых у меня остался жуткий осадок... Какое-то впечатление, что Америка или, по крайней мере Чикаго, населены детьми-даунами... Или скажем политкорректно, не сильно умными детьми. Вот примеры.
Это какой-то известный психологический тест, но я не знаю, как он называется.
У детей спрашивают, одинаково ли количество шариков в двух строчках. Они отвечают положительно.


Но стоит интервьюеру раздвинуть фишки, они уже не могут ответить на этот вопрос. Точнее, отвечают отрицательно. И дети на снимках были не слишком маленькие.


А дальше начался "кошмар математика".
Вот такие задачи американские дети не умеют решать без жестов. Да и с жестами решают не всегда правильно или почти всегда неправильно!


Вот смотрите. (Если непонятно, "ребеночек" справа):


Это что-то немыслимое. Немыслимое! Но это еще не всё!
Видно, что девочка не сильно маленькая для такой задачки.

Дальше мы видим, что это ошибка системная. Они все так считают! Другое дитя пишет то же самое!


Мое "рабочее место" и блокнот с той самой единственной фразой ))
К концу конференции я исписала его до последней страницы.


И вот, они рассказывают ученикам, как жестикулировать, чтобы уметь решать такие задачки


Дают решить им 6 задач. А потом делят их на три группы: одним велят жестикулировать, другим велят не жестикулировать, а третьи могут делать, что хотят, — им не дают инструкций (контрольная группа).


И сравнивают стратегии:


И вот, та-дамммм! Те, кто жестикулировал, лучше решили эти задачки))


Но не всё так просто! Оказалось, жестами можно чересчур изменить сознание)))
Ыы!


Вот жесты при решении моральных проблем:


А вот опять 


Забыла рассказать, в чем состоят жесты!
Они пальцами одной руки тычут в числа, которые нужно сложить (типа группируют), а потом уже складывают только нужное.
Очень напоминает, как малограмотные читают, ведя пальцем по тексту.
Соответственно, проблема не исчезает, а трансформируется. Их нужно обучить находить нужные группы. для многих задача неразрешима... Печаль.
Дальше она рассказывала про жесты при решении головоломки "Ханойская башня". Я уже не фотографировала, настолько была потрясена вышеуслышанным.
Запомнила вот что. Людей разделили на группы. Одна натурально перекладывала блины с места на место, а другая делала это в компьютере. Т.е. вторым можно было ограничиться горизонтальными движениями мыши, а не дугообразными как в реальности: снять со столбика, перенести и надеть на другой столбик. Но те, кто сначала носил блины руками, потом и в компьютере мышкой водили дугообразно. ) А еще они утяжеляли маленькие блины и облегчали большие. И от этого изменялись жесты рассказывающих про свои стратегии. Они начинали брать воображаемые блины двумя руками при рассказе и т.д.
Интересно, ничего не скажешь.
Но этим занимается целая огромная лаборатория имени ее (Сюзан). И вообще она большой авторитет в международном когнитивном сообществе. Я не говорю, что здесь нет никакой науки. Наверняка есть... Но что-то не очень очевидно... А главный вопрос: вот вы всё это сделали, и что?.. Не знаю... 
Однако я не специалист. Пусть специалисты судят. Тем более, что это не оставило меня равно душной. Отнюдь )
Я рвала и метала. Что наверное тоже хороший показатель ))
мне было полезно: я неосознанно всегда стимулирую школьников на жесты. Понятно теперь, зачем
Как-то было настолько очевидно, что вылетело из головы ))
Конечно жесты полезны.
Но то, что она показывала, это какой-то мрачняк. Здоровые лбы не могут на элементарные вопросы ответить...
Конечно, если у них такая жуткая проблема с образованием, то тут все методы хороши.
Но мне кажется, она никакой проблемы не видит...
Т.е. для них норма, что вот такие задачки трудны...
ага, ага. А нам их трава всё ещё зеленее... (я о своём, о разочаровании в эмиграции)
впрочем есть версия: может, у неё выборка не репрезентативная? А то я года за 4 работы с двоечниками-совсем двоечниками разуверилась в существовании других школьников и страшшшно загрустила. ВОт, может, та же история? По каким-то причинам на её исследования приходят дети с определённым складом ума? Что-то о на говорила про то, как отбирали детей для исследований?
2. про блины и дуги - ТАК делают (ли?) в отечестве нашем, примерно в возрасте 3-4 лет (еще когда арканоид был
недоумение... в чем наука-то?
в общем... я от таких помпезных презентаций обычно жду, ну прорывных идей штоле
Еле восстановила...
.Dana., А нам их трава всё ещё зеленее...
Да то-то и оно... После такого никуда ни за что не хочется!
Что-то о на говорила про то, как отбирали детей для исследований?
Вот знаешь, не могу сказать... Я слушала без перевода — могла что-то пропустить основополагающее. Но со сколькими людьми ни разговаривала после этого — у всех осталось такое же впечатление... Надо будет у шефа спросить — он с переводом слушал.
Но всё же почти железно, что это обычные дети.
А то я года за 4 работы с двоечниками-совсем двоечниками разуверилась в существовании других школьников и страшшшно загрустила.
О, да (
Отлично понимаю (
кароче профанация какая-то, а не доклад... сори если резко
зы
блин старые байки, про хоккей, балет и проч... зритель сопереживает и мышцы сокращаются... и в таком духе
Ломать не строить.
Главное, умело взяться.... (
и пафос этой Сьюзен, вызывает недоумение... в чем наука-то?
В том-то и дело, что я не понимаю, в чем наука.
Осторожно не говорю, что ее там нет...
в общем... я от таких помпезных презентаций обычно жду, ну прорывных идей штоле
Ну, я не жду )
И дело не в отсутствии таковых. Просто это очень популяризаторский формат. Они обычно весьма общо рассказывают. Так, чтоб "любой дурак понял". Поэтому ждать результатов от этих лекций не нужно. Но хочется хотя бы постановки задачи и хотя бы в общих чертах путей ее решения. И здесь я ничего этого не вижу.
.Dana. верно пишет: при обучении детей это может пригодиться. Но это ведь прикладная задача, а не фундаментальная наука. И как прикладная задача это вполне нормально.
А они ведь претендуют на гораздо большее. Только я не пойму, на что.
ну, телесный опыт и телесные реакции никто не отменял )
А в Ханойской башне фишка в том, что они сперва возили ровно, потом поносили руками и стали и возить неровно.
Кажется мне так.
Но защищать ее я не буду )
Дилетант, думаю, такое впечатление у тебя исключительно из-за привычки, что у нас в школах математику в детей вбивают ускоренными темпами с первого же класса. Соответственно - так должно быть и по-другому быть не может. ) По фотографиям есть ощущение, что дети не знают, что такое уравнения, и воспринимают задание как "получить сумму чисел перед знаком равенства". Не такая уж беда.
На самом деле, уверена, что по факту средний взрослый американец не будет особо отличаться в знании математики от среднего взрослого русского человека: большинству людей математика в жизни нужна не в очень больших объемах, в общем-то бытовые вычисления укладываются в знание арифметических операций, и, может, еще вычисление процентов.
Для одаренных детей и желающих изучать математику углубленно, наверняка существуют более сложные курсы.
Знаешь, мне кажется, именно так и никак иначе.
Я, конечно, могу ошибаться, всё понятно, я здесь невеликий специалист, но я не на голом месте так считаю.
В докладе Черниговской прозвучало, но, думаю, это уже достаточно общеизвестно: дети-маугли потом уже не могут стать не то что "полноценными людьми", а вообще людьми, как таковыми. Они не только неспособны к языку — их мозг полностью неразвит. И эти изменения, а точнее отсутствие должных изменений уже нельзя скорректировать.
Мозг постоянно изменяется под воздействием обучения. И именно у детей он самый пластичный.
Это ведь не "неумение решать уравнения" там — это обычная логика, которая совсем не развита.
Да, большинству взрослых людей не нужна высшая математика. И элементарная математика нужна не вся. Но способность думать, мыслить логически, уметь находить причинно-следственные связи, формировать категории, схемы и т.д. — всё это закладывается именно таким образом. И если не успел, то в основном опоздал. Можно, наверное, наверстать, но уже не в полном объеме.
Если растить электорат, жующий попкорн у телевизора, то это самое оно. Я не хочу быть резкой и ударяться в пафос, но не знаю, как тут еще сказать...
Одаренные дети — особый разговор. Нужно "среднего человека" поднимать до нормального уровня. Но такое впечатление, что при существовании государственной машины это никому не выгодно, каким бы гуманистическим это государство ни было...
Извиняюсь за эти "агитки", но как-то вот так мне видится...
сама хотела такое написать, но решила дождаться реакции профессионала
мне иногда кажется, что плохой сервис в России - прямое следствие "не обученности" людей работающих в нем, именно математике. Люди не понимают причин и следствий, поэтому оправдывают самыми нелепыми объяснениями свою неспособность всего лишь осуществлять адекватные действия в случае: акция-реакция. Иногда проблемы связаны и с тем, что потребитель так же не в состоянии осознать причины специфических свойств реакции.
То есть, хочу сказать, что обыденная жизнь сильно осложняется, если люди находятся в состоянии
дикостидетскости мышления и неумения сопоставлять события. К сожалению, сложностей становится все больше, так как системное мышление у молодых людей не развивают и не потому, что они тупы от природы, а потому, что не обучены, не образованы, косны.зы
и самое печальное, что проблемы не только у тех кого не учили, но и у всех кто их окружает
Так-то, мне кажется, в любой стране в результате полученного образования примерно равный процент людей невежественных и весьма умных.
Та же Силиконовая Долина в Америке не могла появиться без хорошо образованных людей. И она продолжает процветать за счет этих самых одаренных людей. Не думаю, что она развивается только за счет притока людей из других стран.
Дык... Тем не менее, нужно помогать людям расти над собой, а не наоборот...
Образование — это в последнюю очередь набор сведений. А в первую очередь обучение способности самостоятельно мыслить и самостоятельно обучаться. И здесь никак без точных наук...
Не знаю про Америку. Могу только повторить информацию, которую знаю из вторых рук, т.е. читала, слышала и т.д. Говорят (люди, которым я доверяю) что при очень слабом среднем образовании там очень сильное высшее. MIT, Калтех и т.д. Потому что у них нет как у нас академической науки, а вся наука вузовская. Все работающие ученые преподают в вузах. Но в этих вузах очень большой процент иностранцев. Как говорят сами тамошние профессора, как только закончится приток из Европы, России, Индии и т.д., им некого будет учить. Они сами далеко не в восторге от сложившейся у них ситуации.
А уж сколько приезжих в Силиконовой Долине, думаю, рассказывать не надо.
Другое дело, что они на государственном уровне поддерживают науку. Тут можно только аплодировать стоя...