воскресенье, 29 июня 2014
Школа для молодых ученых «Горизонты когнитивной науки».
"Cognitive pattern generators": от идеи к исследованиюД.А. Сахаров. Институт биологии развития РАН, Москва.
Часть III
Здесь очень плохо видно, но написано приблизительно вот что: Макс Планк неправ — старшему поколению умирать не обязательно.
Дальше вообще ничего не видно, но суть, насколько я помню, такова. Кандель сам обратился к Морозу и сказал: я нобелевский лауреат, мне дадут денег на любой проект, поэтому давайте сотрудничать: вы говорите, что мы будем делать, а я выбиваю под это деньги. Единственное условие — ставить эксперименты на аплизии. Аплизия — это такой моллюск, память которого Кандель изучал всю жизнь.

читать дальшеНебольшое лирическое отступление. Думаю, не очень многие знают, кто такой Эрик Кандель, поэтому вот несколько ссылок.
1. Википедия
2. Элементы.ру
Здесь говорится и о самом Канделе и о его известной книге "В поисках памяти".
3. Фильм «Эрик Кандель. В поисках памяти» youtube.com
Итак, с генераторами моторного поведения всё хорошо — знания об их биологическом субстрате быстро развиваются. Но как подобраться в эксперименте к генераторам когнитивных паттернов?
"Ничто в биологии не имеет смысла вне контекста эволюции" Теодосий Добжанский. Перевод кривоват, но каждый может придумать лучше )


Другой подход: эволюционная история молекул и генов, которыми регулируются когнитивные акты человека. Китайская забава — сверчковые бои. Зачем хозяин подбрасывает бойца перед боем?
Оказывается, от этого сверчок приходит в более боевое настроение.


Репетитор и ученик
Некоторые птицы учатся петь так же, как люди учатся говорить — подражая примеру старших сородичей.
Молодой самец зебровой амадины слушает песню учителя. Затем будет пытаться повторить ее (даже во сне!)
Сравнивая с чем? По-видимому, с песней учителя, экспрессируемой мысленно.
Биологический субстрат этой мысли доступен изучению.


Анализ сверчковых боев )


Заключение.
CPG стали опытной площадкой, на которой вырабатываются новые представления о мозге.
Очевидны подходы, позволяющие экстраполировать знания о CPG в когнитивную среду.
Прогресс в рассмотренной области во многом обеспечен успехами советской и российской науки. Росту молодого ученого вредит модное нынче поветрие игнорировать работы соотечественников.


О том, что мешает сейчас.
Инертность профессионального сообщества: даже продвинутые группы описывают CPG в терминах электричества.
Не объяснен феномен метастабильности — наличие у нейронного ансамбля нескольких устойчивых состояний.
Мало внимания уделяется социальному поведению нейронов — механизм самоорганизации ансамблей.
Нет математических моделей, учитывающих гетерохимизм — коренное отличие естественных ансамблей от искусственных сетей.


Конец слайдов.
Еще у меня в блокноте написано:
- Нейронный транскриптом.
- Обучение — создание нового генератора или перестройка старого (это где-то было на слайдах).
- Нейронные ансамбли составлены из клеток разного химизма — синергетика.
Вообще, что могу добавить от себя: не каждый способен иметь и отстаивать такие революционные взгляды. Это касается не только и не столько науки: здесь я совсем не специалист и не могу судить. Но сама методология, сам стиль, манера изложения и т.д. И при этом такая внутренняя интеллигентность, такие благородство и достоинство... Всё это очень, очень располагает.
@темы:
Когнитивные науки