Школа для молодых ученых «Горизонты когнитивной науки».
Мозг, субъективные миры, культуры: теории и факты Ю.И. Александров, Институт психологии РАН, Москва

читать дальшеДве парадигмы: активность и реактивность. С точки зрения каждой из них всё абсолютно по-разному. Т.е. нейронная активность может быть постстимульная (это реактивность) и предрезультатная, т.е. никакого стимула нет, есть активность, которая вызывает некий результат. (Это как я понимаю)


Мифы о научном познании


Паттерны могут быть выявлены, но не могут быть выведены. Их можно увидеть, но они невидимы...
Теории являются концептуальными паттернами в том же смысле, в котором рисунок ниже иллюстрирует перцептуальные паттерны.
И в революционной концептуализации и в нормальной научной деятельности... ученые сталкиваются с аргументами... никогда — с данными
Что это? Мексиканец на велосипеде или приближающийся самолет?


В рамках двух различных концепций один и тот же набор данных представляет собой разные факты.


Активность и реактивность. Картезианский и системный подходы имеют дело со сходными эмпирическими событиями, но с разными фактами.


Реактивность: стимул-реакция. Активность: цель, активность-результат.
В рамках парадигмы реактивности поведение есть реакция на стимул


Парадигма реактивности рассматривает нейрон как элемент рефлекторной дуги, его функция есть распространение возбуждения. Нейрон, как и организм, отвечает на стимул.


Теория функциональных систем


В рамках парадигмы активности поведение есть действие, направленное к цели. Главным детерминантом поведения является событие, которое случается в будущем: результат.


Нейронная активность, как и поведение организма, — это не ответ, а способ изменения отношения к действию среды, который удаляет различие между "нуждами" и микроокружением, вызывая изменения в кровообращении, метаболическом входе из глиальных клеток, активности других нейронов. Детерминант нейронной активности — несоответствие между "нуждами" и микроокружением.


Метод парадигмален


Тут была красивая картинка, но я про нее ничего не помню... Она двигалась и там всё изменялось )


Бактериальные языковые коммуникации и социальный интеллект
Бактерии в колонии коммуницируют для сосуществования.


На уровне отдельного нейрона достижение поведенческого результата возникает как удовлетворение метаболических "нужд" нейрона и он прекращает свою активность.


Экспрессия ранних генов при электростимуляции.
Речь идет о гене c-fos.


Красивая картинка.
Здесь, по-моему, он говорил вот о чем. Если мы электричеством стимулируем нейроны (показанным образом), нейроны кричат (от ужаса) и наблюдать их "естественное поведение" совершенно невозможно. Но других методов изучения у нас нет...


Здесь разное научение. Одного кролика учат дергать за колечко, а другого нажимать на педаль. Потом вроде бы их учат второму действию и они умеют и то и то, но паттерны в мозге у них зависят от последовательности научения и не совпадают.
"Чему научим, то и получим" (конечно, в пределах экологических возможностей вида).


Это где-то первая треть лекции Александрова.
Завтра постараюсь продолжить. Продолжение, по-моему, будет оживленнее. Но мне кажется, он и так достаточно популярно всё излагал...