Школа для молодых ученых «Горизонты когнитивной науки».
Когнитом: в поисках единой теории для когнитивной наукиКонстантин Владимирович Анохин
2. Теория должна решать психофизиологическую проблему.
Я не устаю восхищаться этой цитатой Павлова. "Как материя мозга рождает субъективное явление?"
И.П. Павлов, 1913.
Сейчас, уже больше чем через 100 лет, мы спрашиваем о том же самом.
И плохо видны надписи на картинке, поэтому я переведу.
На доске от нейронов идет стрелочка с надписью "магия" и в лучиках появляется "сознание".
Студенты просят: покажите, пожалуйста, этот фокус еще раз!
читать дальше
Некоторые конкретные вопросы о сознании, на которые должна ответить теория


3. Искомая теория должна быть вписана в более широкий биологический контекст.


Пять общих трудных проблем, которые должна решить теория
1. Проблема соотношения мозга и разума;
2. Проблема соотношения сознания и бессознательного;
3. Проблема соотношения врожденного и приобретенного;
4. Проблема соотношения разума человека и разума животных;
5. Проблема соотношения локализованных и распределенных функций в мозге.


4. Создаваемая теория должна быть формализована.
(Здесь карты в руки искусственному интеллекту)


Как работают ученые?


На самом деле, методология науки, о которой здесь говорит К.В., очень важна. Мы, математики и околоматематики, в этом плане достаточно разбалованы. У нас методология именно что "в костях". Конечно, можно доказать теорему красиво, можно не очень красиво, можно совсем не рационально. Но если она доказана, то она доказана, и точка. Совсем другое дело в экспериментальных науках. Какие гипотезы выдвигать? Какие эксперименты ставить? О чем говорят полученные результаты экспериментов? Иногда ведь их можно трактовать десятком разных способов... (Это я уже от себя пишу. Во время лекции я как-то восприняла это как само собой разумеющееся... Но в ходе дальнейших слушаний докладов, поняла, что действительно с выводами иногда всё обстоит не так уж радужно...)
Лучшая иллюстрация этого — воспоминания академика Янина об А.Н. Колмогорове и его карьере историка. Я не выдержала и рассказала ее громким шепотом коллегам.
Теперь и здесь процитирую:
Андрей Николаевич сам неоднократно рассказывал своим ученикам о конце своей „карьеры историка“. Когда работа была доложена им на семинаре, руководитель семинара профессор С. В. Бахрушин, одобрив результаты, заметил, однако, что выводы молодого человека не могут претендовать на окончательность, так как „в исторической науке каждый вывод должен быть обоснован несколькими доказательствами“. Впоследствии, рассказывая об этом, добавлял: „И я решил уйти в науку, в которой для окончательного вывода достаточно было одного доказательства“. История навсегда потеряла гениального исследователя, а математика приобрела его.
Академик В.Л. Янин
Как создаются теории?
))


Как работают ученые?
А.Б. Мигдал. "Поиск истины"


1. Создание теорий для новой реальности начинается с изобретения понятий


Единая когнитивная теория также должна:
- переопределить объект исследования в когнитивной науке;
- объединить многие известные наблюдения едиными правилами;
- предложить эксплицитные модели, которые могут объяснить возникновение сознания из динамики нервной активности;
- соотнести эти модели с возникновением сознания в эволюции и развитии;
- соотнести эти модели с:
-- формированием концепций;
-- памятью;
-- языком;
- спроецировать эти модели на философские концепции и проблемы;
- описать проверочные тесты для этих моделей в терминах эмпирических опытов;
- (не знаю, что здесь, но я бы отметила, что они должна обладать предсказательной силой).


"Кристобаль Хозевич успел раньше" 


И вот какое событие случилось за день до этой лекции (ровно на тему высказывания Кристобаля Хозевича).
Гуляя в Калининграде возле морского музея, мы с коллегами наткнулись на дом, на стене которого были изображены Кёнигсбергские мосты, ну и соответственно, задача Эйлера об этих мостах: можно ли пройти их все ровно по одному разу.
А дальше написано что-то типа того: «даже великий математик Эйлер не смог решить эту задачу» 
То, что задача не имеет решения (что, собственно, и было доказано Эйлером), в расчет не принимается ) Не щитово! ))
Как раз для таких задач решение икать и нужно. (с) К.Х. Хунта.
2.Большинство вновь изобретаемых концепций не выдерживают проверок


Сетевая модель кортикальной репрезентации


Модель и ее проверка




На этом, пожалуй, я прервусь. Хотя рассказано не более половины лекции.
Вторая половина посвящена сначала коннектому, а затем когнитому.
И всё это очень интересно!