понедельник, 07 июля 2014
Пленарная лекция
Нейроны концептов (Concept cells)Родриго Кирога (Университет Лестера, Великобритания)
Очень интересная лекция. Да и не было ничего неинтересного на этой конференции!
Единственно что, у меня не очень много записей, а по фото здесь трудно восстановить нюансы. Но попробуем.
Как я понимаю, сам Кирога аргентинец, потому что первый слайд у него был вот какой:

читать дальшеОн сказал, что русские и аргентинцы братья навеки очень похожи. В частности, похожи А.Р. Лурия и Х.Л. Борхес.
И они действительно похожи. Тем, что описали одно и то же явление. Лурия — "с натуры", а Борхес — из воображения. Оба описали людей, которые никогда ничего не забывали.
Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти» описал феномен С.В. Шерешевского. Про Шерешевского можно прочитать в Википедии. Там есть ссылки на эту книгу Лурии, а также на видеолекцию К.В. Анохина "Вспомнить всё".
Что касается Борхеса, речь идет о его рассказе "Фунес памятливый". О нем тоже есть статья в Википедии.
И еще одна вещь, которая роднит Лурию с Борхесом.
На страничке Википедии, посвященной Шерешевскому, написано:
Жизнь Шерешевского описана в книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти». Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом вдохновлён этим описанием.
А на страничке, посвященной "Фунесу памятливому" написано вот что:
Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» в значительной степени вдохновлен рассказом Борхеса. 
Вот он, Фунес Борхеса:


Хорошая память, говорит Кирога, — это очень плохо. И цитирует Лурию, который пишет: "Я не могу помочь этому человеку забывать".
Вот Аристотель и Фома Аквинский:


У них идея забывания присутствует имплицитно.
Представьте, что человек ничего не забывает.
Вот что у Борхеса: Фунес развлекается тем, что восстанавливает переживания целого дня (единственный недостаток этого занятия — то, что оно также занимает целый день).
На самом деле, говорит Кирога, это не единственный недостаток. Например, у каждого из вас, говорит он, есть концепция яблока. Вы забываете детали каждого конкретного яблока, чтобы быть способным к концептуализации. Если же вы помните все яблоки в своей жизни в подробностях и среди них нет двух одинаковых, вы не можете выделить концепцию из своего личного опыта.
На этом я на сегодня завершу дозволенные речи
@темы:
Когнитивные науки