Коммуникативные неудачи сквозь призму потребностей говорящегоАрто Мустайоки. Университет Хельсинки, Финляндия.
Намёки))


Обратите внимание на намек номер два:
Молодой человек ищет что-то в своих карманах и говорит: елки-палки, забыл свой мобильник дома.
Знаете, для чего он это говорит? Оказывается, чтобы попросить ваш мобильник совершить звонок! Я бы, наверное, никогда не додумалась... Представляю, что подумал бы обо мне несчастный молодой человек!

Но вообще, прелесть, правда? Я имею в виду все намеки )
читать дальшеНамёки
У вас чрезвычайно красивые глаза.
Такие телепередачи смотрят только полные идиоты.
Человеку, который не помог: спасибо за помощь!
Кто опять взял мой зонтик?
Ты, как всегда, забыл, что у твоего сына сегодня день рожденья.
Правда, чертовски трогательные намёки? Особенно про идиотов, но и не только )) Про глаза вообще не поняла намек... 
Хотя насчет глаз...
Кажется, именно на этом месте шеф рассказал анекдот:
Самый глупый ответ на приглашение девушки зайти к ней на чашку кофе: "Я не пью кофе на ночь"
А меня изнутри разрывал анекдот, который всплыл после намека жены мужу, сидящему в кресле... Но рассказать я его смогла нескоро...
Не та референция
референция_Re != референция_Sp
Машина грязная
Прочитайте статью ко вторнику
Это ужас
Игорь не приедет
Ты видел его?
Везде говорящий и реципиент понимают под выделенными словами разные объекты (разных субъектов). И вот недоразумение... Помыта не та машина, прочитана не та статья... Это ужас )) Бесспорно. ))
Формулизация рассматриваемых КН (2) (Такой слайд уже был с другим заголовком)
смысл_Re !=смысл_Sp
Машина грязная
Р = пропозиция «машина грязная»
F = речевая функция ПОБУЖДЕНИЕ
М = модальные (модусные) элементы «Я была бы рада, если бы Р»
Элементы ментального мира
- Коммуникативная (языковая) способность;
- Культурная и интеллектуальная когнитивная база;
- Когнитивные способности;
- Эмоциональное (и физиологическое) состояние;
- Ситуативные элементы.
Коммуникативная (языковая) способность
= «следы» ситуаций, где данный человек употреблял и изучал язык + креативные способности говорящего.
Поликарпов: из 165 000 слов все информанты знали 21 400, никто не знал 30 700, в среднем знали 59 500 - 108 600 слов.
(Тогда я не понимала этих чисел и сейчас продолжаю не понимать... Вставлю даже пруф-слайд)


На слайде милые интересности. Мустайоки говорит, что немногие знают, что такое сойка и гламур )))
Аааа! Наконец-то поняла эту статистику. Да уж... Вот она, очередная коммуникативная неудача...
Сразу, кстати, вспомнила тест на словарный запас, который недавно ходил в дайри. Кажется, там были сходные результаты.
Культурная и интеллектуальная когнитивная база
= знания, накопленные человеком в течение его жизни путем сознательного обучения или неосознанного восприятия.
Вот, на знакомую схему надстроились ментальные миру говорящего и реципиента


Культурная и интеллектуальная когнитивная база 2
ментальная карта (mental map)
культурная грамотность (компетенция)
cultural fluency
(языковая) картина мира
(общая) когнитивная база
прецедентные тексты / феномены
сценарии / фреймы / стереотипы
Культурная и интеллектуальная когнитивная база 3
Синтаксическая многозначность:
Он носил белую рубашку и галстук.
Какого цвета галстук он носил? Белая только рубашка или рубашка и галстук?
Неточные понятия:
политическая воля, быстро, тепло, утром, в 2 часа, финны самый быстрый народ в мире.
Культурно-специфические понятия: отпуск, семья, бабушка, равноправие, выборы, в два часа, в первой половине дня, пойдем вечером в баню /сауну.
Здесь Мустайоки понесло... Про всё остальное помню лишь, что он сказал, что бабушка в русской культуре имеет куда большее значение, чем все бабушки в остальном мире. А вот про баню и сауну... Остапа несло. Во-первых он долго рассказывал, что это одно и то же, и про сухой и мокрый пар всё это фигня. А потом стал рассказывать, что иностранцев в Финляндии очень любят водить в сауну, а те, когда идут туда впервые, очень нервничают, потому что не знают, как себя вести, и что с ними там будут делать. Так что невинное "пойдем в баню" может обернуться полноценным экзикризисом. )
Фоновые знания:
Вера пошла с Игорем на футбольный матч.
Казалось бы, что такого? Однако, если мы знаем, что Вера терпеть не может футбол, но таки пошла с Игорем, это означает, что у нее пламенная любовь.
Когнитивные способности
= более или менее постоянные штампы и стереотипы мышления.
Способность к абстракции/конкретизации, понимание пространства, причинно-следственных связей, комплексных явлений, социальных правил поведения.
Разные расстояния между понятиями


Эмоциональное (и физиологическое) состояние
Сильные эмоциональные состояния (гнев, печаль, горе, радость) а также ненормативные физиологические состояния (усталость, депрессия, болезнь) уменьшают степень сосредоточенности на восприятии и таким образом увеличивают риск КН (недослышание, недопонимание и т.д.)
Кстати, очень интересно! У Кастанеды дон Хуан перечисляет те же самые причины для спонтанного сдвига точки сборки. Прямо как под копирку! Что-то в этом есть...
Продолжение следует.
Это не про жену в противогазе, случаем...
Сейчас напишу.
Жена возвращается домой и говорит мужу, читающему газету в кресле:
Эх, как я устала, а надо детей покормить.
Ну а теперь анекдот:
читать дальше
Как ты там? Совсем пропал (((
Я жив, все еще летаю (иногда с тростью), реаниматоршу вот стараюсь не допустить в депру - жив, жив. Работа весьма уставабельная.
это я про топик и финскую лекцию и уставшую жену с намеками... мульт вижу, что Киевнаучфильм )))
Я жив, все еще летаю (иногда с тростью), реаниматоршу вот стараюсь не допустить в депру - жив, жив. Работа весьма уставабельная.
Понятно. Держитесь там, пожалуйста. Реаниматорше привет от меня. Про работу: ну, ты ж теперь начальник, как я понимаю? Нравится? (Про "тяжело" не спрашиваю...)
Нравится, конечно.
Извини, я после той самой работы, устал и - не понимаю намеков)).
Дэн, отдыхай!
Где же еще проявляться "коммуникативным неудачам", как не в таком посте ))
Надеюсь, хоть мульт порадовал.
Порадовал ))
Но отоспаться лучше пораньше... )