понедельник, 21 июля 2014
Коммуникативные неудачи сквозь призму потребностей говорящегоАрто Мустайоки. Университет Хельсинки, Финляндия.
4. Потребности говорящего как помеха в коммуникациичитать дальшеРиски для осуществления удачной коммуникации:
- избегание когнитивных усилий
- самопрезентация
- излишняя вежливость или осторожность
Сейчас каждый из этих пунктов будет развернут.
Избегание когнитивных усилий
- Человек старается достичь своих целей, используя как можно меньше энергии
- Самый экономный способ общения — говорить всегда одинаковым образом
- Из-за данной потребности говорящий нередко осуществляет реципиент-дизайн (приспособление речи к слушателю) неуспешно
Типовые ситуации при избегании когнитивных усилий
- "Зона досуга и отдыха" (домашние условия
- Продавец работает с утра до ночи
- Преподаватель читает десятый раз свою лекцию
- Соискатель грантов (только что написал заявку на другой грант)
- Политики отвечают одинаково, независимо от того, о чем у них спрашивают
Самопрезентация
Человек может употреблять трудные для слушателя слова и выражения (в частности, неологизмы и метафоры) только ради того, чтобы показать свою компетентность и знание.
(Примеры))
Digital Humanities
Big Data
Superdiversity
Commodification
Самопрезентация: игра слов и выражений
Чем дальше в лес, тем больше дров
Чем дальше в лес, тем больше инноваций
Чем дальше в лес, тем больше финнов
Язык подонков, олбанский язык
озпиранд = аспирант
Кроме передачи информации и чувств у говорящего могут быть и другие потребности, увеличивающие риск коммуникационных неудач:
- избегание когнитивных усилий, в результате чего реципиент-дизайн проваливается
- самопрезентация: говорящий употребляет непонятные реципиенту выражения и слова
- излишнее употребление вежливости: смысл, приданный говорящим фразе, не достигает реципиента
(Всё же видно, что человек говорит на неродном языке... Масса самоповторов и достаточно "изысканные" языковые конструкции. Но всё равно прекрасно, я считаю)
Излишняя вежливость или осторожность
Говорящий слишком активно смягчает свою речь, выбирая непрямые языковые средства и другие косвенные формы речи, чтобы не обижать слушателя.
Это типично при выражении просьб или советов.
Излишняя вежливость или осторожность. Пример
- Сократите (немного / немножко) начало сочинения
- Прошу / советую сократить начало сочинения
- Стоит / стоило бы / необходимо сократить начало сочинения
- Может быть, нужно сократить начало сочинения
- Я бы на вашем месте сократил начало сочинения
- Начало сочинения длинновато / слишком длинно
- Сочинение получилось бы лучше, если бы начало было короче
- Обычно начало сочинения бывает (по)короче
- Согласно инструкциям / общим правилам, начало сочинения должно быть (чуть) короче
- Не знаю, может быть, было бы возможно сократить начало сочинения, но смотрите сами
(
)
Настоящей причиной коммуникативных неудач является, как правило, неадекватны реципиент-дизайн.
Риски и причины КН существенно разнятся в разных речевых жанрах.
Например, удачный реципиент-дизайн и отступление от высоких целей коммуникации делает общение с иностранцем менее рискованным для коммуникации, чем повседневный разговор в домашних условиях.
Основные публикации (?)


Коммуникацию надо рассматривать с трех точек зрения:
1) элементы процесса порождения и восприятия речи
2) ментальные миры собеседников
3) мониторинг и реципиент-дизайн
Проблемы в выражении своих мыслей, трудные условия коммуникации, а также различия в ментальных мирах представляют собой риск для коммуникации.
Эти сложные вещи я лучше покажу слайдом: 


Собственно, спасибо за внимание)


@темы:
Когнитивные науки