На плечах гигантов, на спинах электронов
8. Людмила Петрушевская. "Свой круг".
Эту повесть я прочитала в Новом мире, как только она вышла. Фанлаб подсказывает, что это №1 1988. Т.е. мне было 18.
Тогда она произвела на меня оглушительное и сокрушительное (оглушающее и сокрушающее) впечатление, а сама Петрушевская затмила всех своих коллег по цеху. Просто как обухом по голове... Я была ошеломлена и раздавлена... Какой кромешный ужас. Слова классика "на хрена нам враги, когда у нас есть такие друзья" кажутся даже какими-то наивными и безыскусными после прочтения. Но и дело не в друзьях, а в самой главгероине. Как, как... Как???
Это приблизительные мои мысли почти 30-летней давности. С тех пор я ее не перечитывала и почти не вспоминала.
А теперь вот со всеми своими "обстоятельствами" вспомнила и перечитала.
И что я отвечу себе тогдашней? Как-как — да вот так! Человек может оказаться в аду сотнями способов. Тысячами и миллионами способов. И ад у каждого свой персональный. И каждый имеет право хотя бы попытаться не утащить никого с собой. Но эти попытки — всегда боль. И не только его, но и "спасаемых". Причем, эти несчастные спасаемые в любом случае заложники. Или заложники человека в аду, или, если они решатся, заложники своего решения оборвать с ним все связи и освободиться.
И единственный правильный выход — оборвать эти связи с другой стороны. Человек из ада должен любыми средствами выпинать всех от себя подальше, не навесив им при этом чувства вины и угрызений совести. А иного способа сделать это, чем тот, каким воспользовалась героиня "Своего круга", я не знаю.
И вспомнила про повесть потому что поняла, что начинаю вести себя как она.
Хотя мой ад — пока песочница. Чистой воды химия. Неудачный соскок с антидепрессанта и вот уже разверзаются невидимые бездны. Невидимые, но вполне осязаемые. Будьте осторожны с таблетками. Человек не властен над своей химией. А она шутит с ним очень жестокие шутки. Это я уже не про Петрушевскую.

@темы: Тётя, останови!, Книги 2017, Книги