На плечах гигантов, на спинах электронов
*Это именно тезисы.
Ни о какой там литературной обработке речи нет.
Только чтоб не запутаться, о чем говорить )))
1. Научное обоснование. Взаимодействие правого и левого полушарий.
Открывать с осторожностью...7. Многие из присутствующих занимаются (или занимались) цигун. Для всех остальных то, что я сейчас скажу, тоже не будет чем-то непонятным.
Все помнят, с чего на цигун начинаются занятия. В той или иной вариации ведущий говорит: «Отбрасываем все посторонние мысли. Наполняем вниманием свое тело»
Что кроется за этими словами? Если вдуматься, то очень и очень много.
На самом первом, поверхностном плане – это действительно отбрасывание всех мыслей, всех переживаний, всего, что создает напряжение в нашей психике. И направление внимания внутрь себя, что создает успокоение, расслабленность и помогает лучше понять свое тело.
8. Но по большому счету, весь мир держится на дуальностях, которые просветленное сознание научается примирять и полностью снимать.
А мы все находимся еще в категориальном мире, и мыслим мы категориями или теми же дуальностями. И здесь идет самое прямое противопоставление. В самом широком смысле: противопоставление востока западу. Противопоставление логического мышления нерасчлененным образам и ощущениям. А в несколько более специфическом смысле противопоставление левого и правого полушарий мозга.
9. Всем, думаю известно (а кому не известно, я сейчас вкратце расскажу), что у человека присутствует функциональная асимметрия полушарий головного мозга. И каждое полушарие отвечает за разные функции мышления.
Про управление телом – всё несколько более просто. Оба полушария управляют телом. Причем левое полушарие – правой стороной тела: правой рукой, ногой, мимикой правой половины лица и т.д., а правой полушарие – левой стороной.
Зрение тоже расположено асимметрично. Визуальная информация, поступающая из правого глаза, обрабатывается зрительной зоной левого полушария, и наоборот.
10. Жизнь в обществе приучает людей с детских лет развивать левое полушарие и левополушарные функции. Учеба в школе, приобретение профессиональных навыков, логическое мышление, всё это приводит к тому, что функции левого полушария востребованы гораздо чаще.
И получается вилка: 1) что чаще используется, то всё время развивается; 2) что не находит применения, начинает наоборот, потихоньку отмирать…
Так способности, которыми обладает правое полушарие: образное мышление, невербальное мышление у некоторых людей атрофируются. А одна из главных особенностей правого полушария – развитая интуиция. Многие дети интуитивно делают очень сложные вещи. Однако если интуицию не развивать специально, у большинства людей к взрослому возрасту она исчезает практически полностью…
11. И вот мне кажется один из ключевых моментов, который происходит на занятиях цигун: мы учимся выключать левое полушарие и включать правое. А ведь именно правое полушарие отвечает в том числе и за творческое мышление. Именно поэтому «раскрытие потенциала личности с помощью цигун» – далеко не пустые слова!
И в продолжение занятий цигун: медитация на Пустоту. Медитация на не-мысль. Они приводят к тому же: к остановке внутреннего диалога, и, тем самым, к выключению (или уменьшению роли) левого полушария.
Таким образом, они выпускают способности правого полушария наружу.
12. Диктат левого полушария.
В книге Б. Вербера приведен реальный опыт.
Если на время разъединить связь между полушариями и показать юмористический рисунок левому глазу (соответствующему правому полушарию), человек будет смеяться. Но если у него спросить, почему он смеется, то поскольку левое полушарие ничего не знает о шутке (а за вербальную информацию отвечает левое полушарие – поэтому вопрос обращен именно к нему) – оно тут же, с ходу придумает объяснение. И человек скажет, например, «Потому что рубашка экспериментатора белая, а это очень смешной цвет». Замечу, не сам человек СОЗНАТЕЛЬНО придумает такой ответ: нет, этот ответ ему предложит его подсознательная логическая часть.
Более того, после того как связь между полушариями будет восстановлена, они ОБА будут уверены в том, что человек смеялся из-за белого цвета рубашки, и оба ЗАБУДУТ про рисунок, представленный правому полушарию.
Таким образом, левое полушарие придумывает объяснения всему необъяснимому.
А если не может придумать, делает вид, что это необъяснимое не существует.
13. Именно поэтому при развитии своих способностей существует очень много трудностей: важно не только научиться расширять границы восприятия, не только учиться воспринимать нечто, выходящее за рамки понимания, но и оставлять это в памяти. Переносить в повседневное осознание, в т.н. первое внимание.
14. Дело в том, что хотя восприятие здорового человека целостно, левое и правое полушария ведут себя достаточно автономно. С одной стороны они сильно зависят друг от друга, но с другой их работа построена так, что они практически не дублируют функций друг друга.
Вот еще один опыт.
Феномен зрительного завершения (Спрингер, Дейч. Левый мозг, правый мозг).
Человеку опять разъединяют связь между полушариями и показывают «портрет» состоящий из двух половинок знакомых ему людей.
Рис. 2. «Джон и Мэри»
Спрашивают, было ли что-то необычное в портрете. Человек отрицает это. Его просят НАЗВАТЬ, кого он видел. Он говорит, что видел Мэри (справа, левое полушарие).
Тогда его просят ничего не говорить, а показать на ряде фотографий, кого он видел. Человек, не задумываясь показывает (правое полушарие) на Джона. То есть оба полушария получили каждое свою информацию.
Каждая половина мозга слепа к тому, что видит другая.
При слиянии этой информации доминирует левое полушарие.
15. Чтобы узнать какое полушарие головного мозга доминирует в вашем мышлении и поведении, посмотрите на эти рожицы. Выясните, какая из них вам покажется более веселой? Если более веселой и довольной вам покажется левая, то у вас преобладает правое полушарие мозга (кстати, около восьмидесяти процентов людей придерживаются такой оценки). Если же явно веселым вам кажется правая рожица, то у вас доминирует левое полушарие (тест психолога Дж. Джейна).
(Это там, где два человечка в предыдущем посте с фото).
16. Феномен завершения присущ, конечно же, не только людям с расщепленным мозгом.
Наше левое полушарие занимается этим постоянно, и противостоять этому никак нельзя.
Белого треугольника "на самом деле" нет. Его дорисовывает наше левое полушарие.
Рис. Треугольник Каниша.
17. Вот еще один пример – конфликт между правым и левым полушариями.
Испытуемому предъявляют слова по очереди и просят выбрать из двух квадратиков правильный ЦВЕТ БУКВ, которыми написано слово (один квадратик раскрашен в цвет букв, а другой в тот цвет, который обозначен самим словом)
Рис. (Эффект Струппа)
* (Прим. Это лучше посмотреть в и-нете. Занимательная вещь. Там даже интерактивный тест есть. Я прошла. Попадания с первого раза 50%
)
Все эти опыты очень наглядно показывают доминирующую роль левого полушария, и тем самым показывают, сколь большие усилия нужно приложить, чтобы хоть на немного ослабить его контроль.
То есть, кажется, что границы восприятия просто-таки нерушимы.
18. Опыт с блохами. (Вербер)
Самоограничение блох
В стакане находятся блохи. Край стакана как раз на такой высоте, которая позволяет им перепрыгнуть его.
Затем на стакан кладут стекло, закрывающее выход. Сперва блохи прыгают и ударяются о стекло. Потом, чтобы не причинять себе боли, они начинают прыгать так, чтобы не ударяться о крышку.
Через час нет ни одной блохи, которая бьется о стекло. Все уменьшили высоту прыжка, чтобы остановиться ниже потолка.
Если убрать стекло, блохи будут продолжать прыгать так, как если бы стакан был закрыт.
19. Не хочу проводить ни прямых ни косвенных аналогий, но всё же часто оказывается, что мы живем не настоящим моментом, не моментом чистого восприятия, а довольствуемся призмой прошлого опыта, и всё воспринимаем исключительно через нее.
И нужно приложить массу осознанных усилий, чтобы попробовать расшатать установившиеся стереотипы. Для этого не достаточно просто ХОТЕТЬ быть внимательнее. Для этого нужно как раз и использовать практики, позволяющие тренировать свое осознание (цигун ли это, медитации, или что-то еще) – чтобы они косвенно помогли повысить «качество восприятия», и научиться освобождаться от ложных границ и заслонов.
Ни о какой там литературной обработке речи нет.
Только чтоб не запутаться, о чем говорить )))
1. Научное обоснование. Взаимодействие правого и левого полушарий.
Открывать с осторожностью...7. Многие из присутствующих занимаются (или занимались) цигун. Для всех остальных то, что я сейчас скажу, тоже не будет чем-то непонятным.
Все помнят, с чего на цигун начинаются занятия. В той или иной вариации ведущий говорит: «Отбрасываем все посторонние мысли. Наполняем вниманием свое тело»
Что кроется за этими словами? Если вдуматься, то очень и очень много.
На самом первом, поверхностном плане – это действительно отбрасывание всех мыслей, всех переживаний, всего, что создает напряжение в нашей психике. И направление внимания внутрь себя, что создает успокоение, расслабленность и помогает лучше понять свое тело.
8. Но по большому счету, весь мир держится на дуальностях, которые просветленное сознание научается примирять и полностью снимать.
А мы все находимся еще в категориальном мире, и мыслим мы категориями или теми же дуальностями. И здесь идет самое прямое противопоставление. В самом широком смысле: противопоставление востока западу. Противопоставление логического мышления нерасчлененным образам и ощущениям. А в несколько более специфическом смысле противопоставление левого и правого полушарий мозга.
9. Всем, думаю известно (а кому не известно, я сейчас вкратце расскажу), что у человека присутствует функциональная асимметрия полушарий головного мозга. И каждое полушарие отвечает за разные функции мышления.
Про управление телом – всё несколько более просто. Оба полушария управляют телом. Причем левое полушарие – правой стороной тела: правой рукой, ногой, мимикой правой половины лица и т.д., а правой полушарие – левой стороной.
Зрение тоже расположено асимметрично. Визуальная информация, поступающая из правого глаза, обрабатывается зрительной зоной левого полушария, и наоборот.
10. Жизнь в обществе приучает людей с детских лет развивать левое полушарие и левополушарные функции. Учеба в школе, приобретение профессиональных навыков, логическое мышление, всё это приводит к тому, что функции левого полушария востребованы гораздо чаще.
И получается вилка: 1) что чаще используется, то всё время развивается; 2) что не находит применения, начинает наоборот, потихоньку отмирать…
Так способности, которыми обладает правое полушарие: образное мышление, невербальное мышление у некоторых людей атрофируются. А одна из главных особенностей правого полушария – развитая интуиция. Многие дети интуитивно делают очень сложные вещи. Однако если интуицию не развивать специально, у большинства людей к взрослому возрасту она исчезает практически полностью…
11. И вот мне кажется один из ключевых моментов, который происходит на занятиях цигун: мы учимся выключать левое полушарие и включать правое. А ведь именно правое полушарие отвечает в том числе и за творческое мышление. Именно поэтому «раскрытие потенциала личности с помощью цигун» – далеко не пустые слова!
И в продолжение занятий цигун: медитация на Пустоту. Медитация на не-мысль. Они приводят к тому же: к остановке внутреннего диалога, и, тем самым, к выключению (или уменьшению роли) левого полушария.
Таким образом, они выпускают способности правого полушария наружу.
12. Диктат левого полушария.
В книге Б. Вербера приведен реальный опыт.
Если на время разъединить связь между полушариями и показать юмористический рисунок левому глазу (соответствующему правому полушарию), человек будет смеяться. Но если у него спросить, почему он смеется, то поскольку левое полушарие ничего не знает о шутке (а за вербальную информацию отвечает левое полушарие – поэтому вопрос обращен именно к нему) – оно тут же, с ходу придумает объяснение. И человек скажет, например, «Потому что рубашка экспериментатора белая, а это очень смешной цвет». Замечу, не сам человек СОЗНАТЕЛЬНО придумает такой ответ: нет, этот ответ ему предложит его подсознательная логическая часть.
Более того, после того как связь между полушариями будет восстановлена, они ОБА будут уверены в том, что человек смеялся из-за белого цвета рубашки, и оба ЗАБУДУТ про рисунок, представленный правому полушарию.
Таким образом, левое полушарие придумывает объяснения всему необъяснимому.
А если не может придумать, делает вид, что это необъяснимое не существует.
13. Именно поэтому при развитии своих способностей существует очень много трудностей: важно не только научиться расширять границы восприятия, не только учиться воспринимать нечто, выходящее за рамки понимания, но и оставлять это в памяти. Переносить в повседневное осознание, в т.н. первое внимание.
14. Дело в том, что хотя восприятие здорового человека целостно, левое и правое полушария ведут себя достаточно автономно. С одной стороны они сильно зависят друг от друга, но с другой их работа построена так, что они практически не дублируют функций друг друга.
Вот еще один опыт.
Феномен зрительного завершения (Спрингер, Дейч. Левый мозг, правый мозг).
Человеку опять разъединяют связь между полушариями и показывают «портрет» состоящий из двух половинок знакомых ему людей.
Рис. 2. «Джон и Мэри»

Спрашивают, было ли что-то необычное в портрете. Человек отрицает это. Его просят НАЗВАТЬ, кого он видел. Он говорит, что видел Мэри (справа, левое полушарие).
Тогда его просят ничего не говорить, а показать на ряде фотографий, кого он видел. Человек, не задумываясь показывает (правое полушарие) на Джона. То есть оба полушария получили каждое свою информацию.
Каждая половина мозга слепа к тому, что видит другая.
При слиянии этой информации доминирует левое полушарие.
15. Чтобы узнать какое полушарие головного мозга доминирует в вашем мышлении и поведении, посмотрите на эти рожицы. Выясните, какая из них вам покажется более веселой? Если более веселой и довольной вам покажется левая, то у вас преобладает правое полушарие мозга (кстати, около восьмидесяти процентов людей придерживаются такой оценки). Если же явно веселым вам кажется правая рожица, то у вас доминирует левое полушарие (тест психолога Дж. Джейна).
(Это там, где два человечка в предыдущем посте с фото).
16. Феномен завершения присущ, конечно же, не только людям с расщепленным мозгом.
Наше левое полушарие занимается этим постоянно, и противостоять этому никак нельзя.
Белого треугольника "на самом деле" нет. Его дорисовывает наше левое полушарие.
Рис. Треугольник Каниша.

17. Вот еще один пример – конфликт между правым и левым полушариями.
Испытуемому предъявляют слова по очереди и просят выбрать из двух квадратиков правильный ЦВЕТ БУКВ, которыми написано слово (один квадратик раскрашен в цвет букв, а другой в тот цвет, который обозначен самим словом)
Рис. (Эффект Струппа)
* (Прим. Это лучше посмотреть в и-нете. Занимательная вещь. Там даже интерактивный тест есть. Я прошла. Попадания с первого раза 50%

Все эти опыты очень наглядно показывают доминирующую роль левого полушария, и тем самым показывают, сколь большие усилия нужно приложить, чтобы хоть на немного ослабить его контроль.
То есть, кажется, что границы восприятия просто-таки нерушимы.
18. Опыт с блохами. (Вербер)
Самоограничение блох
В стакане находятся блохи. Край стакана как раз на такой высоте, которая позволяет им перепрыгнуть его.
Затем на стакан кладут стекло, закрывающее выход. Сперва блохи прыгают и ударяются о стекло. Потом, чтобы не причинять себе боли, они начинают прыгать так, чтобы не ударяться о крышку.
Через час нет ни одной блохи, которая бьется о стекло. Все уменьшили высоту прыжка, чтобы остановиться ниже потолка.
Если убрать стекло, блохи будут продолжать прыгать так, как если бы стакан был закрыт.
19. Не хочу проводить ни прямых ни косвенных аналогий, но всё же часто оказывается, что мы живем не настоящим моментом, не моментом чистого восприятия, а довольствуемся призмой прошлого опыта, и всё воспринимаем исключительно через нее.
И нужно приложить массу осознанных усилий, чтобы попробовать расшатать установившиеся стереотипы. Для этого не достаточно просто ХОТЕТЬ быть внимательнее. Для этого нужно как раз и использовать практики, позволяющие тренировать свое осознание (цигун ли это, медитации, или что-то еще) – чтобы они косвенно помогли повысить «качество восприятия», и научиться освобождаться от ложных границ и заслонов.
@темы: Цигун, Когнитивные науки, Мы — это наш мозг
Сижу, разглядываю рожицы... А что значит, если они обе мне кажутся одинаково грустными?
мы опять на вы
"одинаково грустными" — это уже диагноз)))
были бы одинаково веселыми — тогда еще ничего )))))))
думаю, да ))))
только затрудняюсь сказать, какой именно
вообще, кажется мне, эти психологи сильно всё утрируют...
хотя может в этом что-то и есть)
может, просто видимость плохая на фото?
Потому что видимость хорошая, к сожалению...
дык, я ж профан в этом деле)))
могу только языком молоть )))
а диагнозы ставить — ни в коем случае! )))))))))
Ладно.
У тебя оба полушария развиты симметрично, но в негативную полуплоскость. От этого положительная эмоциональная сфера у тебя находится в угнетенном состоянии, и все внешние явления (сами по себе достаточно нейтральные) ты расцениваешь (обоими полушариями) как мрачно-насмешливые
Надо срочно развивать позитив...
а я тебе говорила: не буди лиха ))))))
психология в руках дилетанта стрррашная вещь
ну...
Со мной-то на самом деле дела совсем плохи ))))))))
Так что это еще цветочки ))))))
нет, правду я написала: злая ты ))))))))))))
Я от любых морд рыдать начинаю.....
А чего студенты меня боятся, я даже и не знаю...То есть тебе любые морды кажутся грустными и неЩЩастными? )))
угу...
как гляну — так в слёзы......
А студенты они всё нутром чуют
Их не проведешь! )))
По логике получается, что ты все внешние явления расцениваешь как нечто грустное и печальное? Вот даже и не знаю, чей вариант хуже...
да ты за меня не переживай!
у меня просто дома дурдом, вот я вся и на взводе!
А так я тоже белая и пушистая )))
А студенты — загадочные существа )))
Думаю, у тебя лучшая смесь отношения к тебе как к преподу))))
Любят+боятся — то, что доктор прописал ))
Меня вот не боятся...
Начет "любят" — тут уже думаю, кто как.
Хотя я конечно гадостей никому не делаю...
А я даже не знаю, на самом деле, чего они боятся. У меня и голосок нежный, и внешность почти деффачковая, особенно теперь, шучу я с ними всё время... ))) Ну могу рявкнуть, да, но это ж только по делу...
А вообще - мы все белые и пушисте. ))) В принципе.. ))
прямо практически у меня такие же методы обучения )))
(правда я иногда тоже изрядно удивляюсь реакции)))
Давеча объясняла студенту задачу элементарную. Возилась с ним возилась, а потом как рявкнула: "Это же задача восьмого класса! Я дочери своей вчера объясняла!!!!!"
(Правда вышло такое совпадение)))))))
Они говорят: "так у вас дочь в восьмом классе? о_О! Готичная наверно?!!"
Я так и осталась с отквашенной челюстью....
Почему готичная?
Это по мне видно?
А ты говоришь: рожи! ))))))))))))))))))
Да какой восьмой класс... у нас вон в вузе для первокурсников элементарную математику ввели: они порой тупо делить и умножать без калькуляторов не умеют. А ты говоришь...
там были программы на прочтейшие физические-химические формулы.
Была дана масса слои в воде. Надо было определить ее концентрацию.
У меня было впечатление, что я полчаса разговариваю со стеной.
(и это ведь вполне приличный студент был...)
(с кирпичом мне гораздо хуже пришлось претерпеть по службе
А насчет "матери": я и сама думаю. Столько студентов строю, а с одной своей справиться не могу ((((((((((
А Ленин про кухарок говорил ))))))))))))))
Нестыковочка.
Кухарка из меня еще так-сяк... А с остальным — большие прОблемы...